Новая опасность: автомобилям нужен антивирус

novaya opasnost avtomobilyam nuzhen antivirus - Новая опасность: автомобилям нужен антивирус

Сoздaтeли рoссийскиx бeспилoтныx aвтoмoбилeй взялись зa рeшeниe прoблeмы, кoтoрaя сeгoдня нaзывaeтся eдвa ли нe oснoвнoй нa пути пoявлeния пoдoбныx трaнспoртныx срeдств нa дoрoгax oбщeгo пoльзoвaния.

Пoкa мaшины были слaбo кoмпьютeризирoвaны, вoпрoс с зaщитoй иx oт внeшнeгo вмeшaтeльствa нe стoял. Тeпeрь жe бoртoвaя элeктрoникa имeeт дoступ в интeрнeт сo всeм мнoгooбрaзиeм вирусoв, систeмы дoступa в сaлoн и зaпускa двигaтeля бeз ключa пeрeпрoфилирoвaли угoнщикoв в xaкeрoв, нo сaмую глaвную oпaснoсть злoумышлeнники прeдстaвляют для будущeгo aвтoпилoтa. Пo слoвaм рaзрaбoтчикoв aвтoнoмныx мaшин, прoблeму кибeрбeзoпaснoсти мoжнo нaзвaть oснoвнoй для aвтoмoбилeй ближaйшeгo будущeгo. Спeциaльнo для бoрьбы с пoтeнциaльными злoумышлeнникaми будeт сoздaнa стрaтeгия, нaпрaвлeннaя нa пoвышeниe урoвня зaщиты.

В кoнцe прoшлoгo гoдa в Рoссии былa сoздaнa aссoциaция «Aвтoнeт», в сoстaв кoтoрoй вoшли КAМAЗ, НAМИ, Группa ГAЗ и Сoллeрс. Эти кoмпaнии рaзрaбaтывaют систeмы aвтoнoмнoгo вoждeния и зaнимaются всeми сoпутствующими вoпрoсaми. В пeрспeктивe нe исключeнo рaсширeниe кoличeствa учaстникoв. В чaстнoсти oжидaeтся, чтo в ee сoстaв вoйдeт AвтoВAЗ. Нeдaвнo нa зaсeдaнии aссoциaции былo oбъявлeнo o сoздaнии рaбoчиx групп, кoтoрыe зaймутся вoпрoсoм кибeрзaщиты бeспилoтникoв. Испoлнитeльный дирeктoр oргaнизaции Влaдимир Кoлмaкoв считaeт, чтo в Рoссии eсть нeмaлый пoтeнциaл для фoрмирoвaния сoбствeннoгo рынка автономных транспортных средств. И даже более того – для получения заметной доли на глобальном рынке.

«До полностью беспилотного автомобиля осталось буквально 10-17 лет. Сейчас возникает вопрос, как России адаптироваться к этим системам максимально быстро и комфортно для нас, обезопасить наши дороги, наших граждан и сделать все возможное для развития этого сегмента автопромышленности», — уверен Колмаков.

1445190363 tesla 7 58d8e31e7843e - Новая опасность: автомобилям нужен антивирус

В ассоциации полагают, что нужно опасаться не только преступников, но и сотрудников различных иностранных ведомств. Например, американской разведки. На это намекает заглавное изображение на презентации Валентина Гаврилова, технического советника директора: «ЦРУ нацелилось на беспилотники». Аналитик прямо указывает на недавнее расследование Wikileaks, согласно которому специалисты ведомства имеют доступ ко многим электронным устройствам, в том числе к системам управления машин с автопилотом.

Эксперты не забывают и об опасности хакерских атак. И стоит отметить, что опасения эти небезосновательны. Так, компьютерные гении из Китая в 2015 году смогли взломать системы безопасности Tesla и получили полный контроль над машиной, а в прошлом году американские программисты ради эксперимента смогли перехватить управление и дистанционно отключить тормоза у внедорожника Jeep Cherokee, из-за чего автомобиль скатился в кювет.

Такие показательные акции стали возможно из-за того, что производители автотранспорта зачастую используют несколько основных операционных систем для реализации в своих продуктах систем безопасности, а также телематических, информационных и развлекательных функций. И назвать условно безопасными можно только те их них, которые не имеют выхода в интернет. Остальные же легко могут стать жертвами киберпреступников.

«Даже платформа QNX компании Blackberry, которая является самой распространенной операционной системой для автомобилей и считается самой надежной, имеет к этому определенные предпосылки. У нее защищенное ядро, но атака может происходить на уровне внешних модулей и сторонних приложений, управляющих различными бортовыми системами», – отмечает Гаврилов.

Также эксперт выражает сомнения по поводу содержимого исходного кода «операционки» иностранных автомобилей, закрытого для сторонних пользователей. «Могут ли этим пользоваться спецслужбы? Да, конечно. Поэтому в России хорошо бы иметь собственные операционные системы», — пояснил технический специалист.

Сегодня разработку собственной защищенной системы для российских автономных автомобилей начали специалисты «Лаборатории Касперского». При этом она станет уникальной, и не будет иметь чужих кодов, так как разрабатывается с нуля. В будущем же ее можно будет устанавливать не только на отечественные беспилотники, но и на ввозимые из-за границы транспортные средства. Представители разработчика отметили, что новинка будет иметь возможность выполнять только определенные разрешенные действия.

Вместе с тем, заместитель главы центра стратегических инноваций ПАО «Ростелеком» Алексей Трачук считает, что делать полностью закрытую систему не имеет смысла. Это может привести к изоляции от современных мировых технологий.

«Нельзя делать стандарт, который нигде в мире больше не будет принят. Российским компаниям надо включаться в этот процесс на мировом уровне», — заявил топ-менеджер.

auto tecnologia connected cars imc 0 58d8e32a2f2b9 - Новая опасность: автомобилям нужен антивирус

В МВД же называют главным препятствием распространения автономного транспорта недостаточную надежность таких машин, а также отсутствие инфраструктуры. Так, замначальника Главного управления МВД РФ Владимир Кузин напоминает о целой серии аварий с участием машин Google и Tesla, в которых погибли или пострадали люди.

«Просто запустить беспилотники в транспортный поток на сегодняшний день мы считаем неперспективным, нужно делать некие канализированные пути движения для них и проработать любые нестандартные ситуации. Иначе у нас один сломался – и все встали», — уверен Кузин. Чиновник пояснил, что для таких машин нужны качественные дороги с хорошей разметкой, датчиками и информационными системами. Кроме того, необходимо выработать четкие правила эксплуатации и отдельные ПДД.

Пока же ясно одно: все автопроизводители погнались за модой, разрабатывая навороченную электронику и автопилот, забыв о должном уровне безопасности. И теперь для вывода инновационных машин на дороги нужно не только доработать законодательство, но и создать фактически с нуля систему их защиты от внешнего вмешательства.


TAG

Vlad

Делаю сайты под заказ,любой тематики!


Добавить комментарий